ЗАБОЛЕВАНИЯ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ


Нарушения функций центральной нервной системы самая распространенная патология раннего детского возраста. Чтобы своевременно обнаружить отклонения в развитии психических и двигательных навыков ребенка, нужно постоянно внимательно наблюдать за ним.

3-4 месяца. Полностью раздетого малыша положить на живот. Здоровый ма
лыш способен в течение нескольких минут удерживать голову и свободно поворачи
вать ее в стороны. При этом он должен опираться на предплечья, вынесенные
вперед. Грудь слегка приподнята над поверхностью стола. Живот и таз плотно
прижаты к столу. Бедра слегка разведены, голени приподняты. Туловище пря
мое. Затем нужно выпрямить ноги ребенка и свести их, после этого проверить,
симметричны ли ягодичные и подколенные складки. Также в этом возрасте ребе
нок должен свободно поворачивать голову в обе стороны. Сгибание коленного суста
ва должно происходить легко без отрыва таза от поверхности стола. Если положе
ние туловища и головы асимметрично, нужно немедленно обратиться к педиатру
или невропатологу.

67 месяцев. Здоровый ребенок лежа на животе опирается на вытянутые руки, кисть хорошо раскрыта. Грудь приподнята над поверхностью стола. Живот и таз прижаты к столу. Ноги раздвинуты, колени согнуты, голени легко поднимаются. Голова свободно поворачивается во все стороны. Визуально позвоночник занимает срединное положение, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Лежа на спине, он играет со своими руками и ногами, при этом движения его целенаправленные и согласованные. Малыш пытается самостоятельно поворачиваться со спины на живот.

9-10 месяцев. Малыш начинает ползать на четвереньках вперед и назад, может переносить свой вес с рук на ноги, самостоятельно садиться. Когда он сидит, спина должна быть прямая. Ребенок пытается стоять, держась за опору, и переступать ногами. Нужно следить за тем, чтобы в положении стоя его стопы располагались параллельно друг другу и всей поверхностью подошвы соприкасались с поверхностью опоры.

Важным этапом в развитии нервной системы являются первые 2-3 года жизни ребенка. В это время наиболее интенсивно формируются двигательные навыки, основы психической деятельности. У большинства детей с заболеваниями центральной или периферической нервной системы нарушаются функции движения и трофика тканей. Массаж раздражает периферические рецепторы, оказывая через них влияние на центральную нервную систему. Поэтому массаж и гимнастика как фактор раздражения крайне необходимы при лечении заболеваний такого рода. Гимнастику и массаж применяют в сочетании с ортопедическими мероприятиями, физиотерапевтическими процедурами, медикаментозной терапией.

Методика проведения массажа и гимнастики

Рисунок 307.

При выборе упражнений нужно учитывать возраст и возможности ребенка.

Укрепление мышц тела. Используются все приемы классического массажа в сочетании с точечным (стимулирующий метод).

Начинается массаж с выкладывания на живот. Затем должны следовать повороты на бок с рефлекторным разгибанием позвоночника.

Далее поза пловца, рефлекторное ползание, разгибание спины во время плавания на животе (рис. 307).

Затем полет на животе (рис. 308).

Далее нужно произвести выкладывание на мяч в положении на животе с опорой стопами (рис. 309).

Рисунок 308.

Потом поднимание свешенных со стола ног с применением стимулирующих приемов точечного массажа (рис. 310).

Затем должны следовать наклоны из положения стоя и напряженное прогибание позвоночника (рис. 311).

В заключение комплекса возьми игрушку (см. гл. 4 Гимнастические упражнения и массаж детей от 9 до 12 месяцев, упражнение Мостик).

Рисунок 309.

При асимметрии мышечного тонуса туловища и конечностей. На фоне обще-укрепляющих, дыхательных упражнений, а также упражнений и приемов массажа, стимулирующих поэтапное (возрастное) развитие психомоторики, эмоциональной сферы, следует применять специальные приемы массажа, лечебной гимнастики, а также лечение положением.

1. Расслабление сгибателей пораженной стороны: мышц шеи, большой грудной мышцы, трапециевидной, широчайшей мышцы спины, подвздошно-пояеничной, ягодичных, приводящих мышц бедер, икроножной мышцы. Следует применять такие приемы массажа, как поглаживание, легкое растирание, вибрация, валяние, а также точечный массаж (расслабляющий метод).

Рисунок 310.

2. Укрепляющий массаж разгибателей мышц спины (классические приемы и точечный массаж тонизирующий метод), который роводится более интенсивно на здоровой стороне.

3. Специальные упражнения в сочетании с расслабляющими приемами массажа: вибрация пораженных мышц туловища и ноги, а также покачивание таза в разные стороны сопровождается растягиванием мышц. Ребенок при этом лежит на спине ногами к массажисту. В заключение нужно завести согнутую в колене ногу (левую или правую в зависимости от пораженного участка) над другой, выпрямленной, ногой и слегка потянуть, стараясь исправить косое положение таза.

Рисунок 311.

Ещё публикации о массаже:

  • Методика применения точечного массажа при аллергии
  • Причиной возникновения аллергической реакции организма могут быть медицинские препараты, пыльца растений, пыль, собачья или кошачья шерсть, продукты питания.. Проявляется аллергия в виде локальных или повсеместных высыпаний на коже, отеков,
  • Методика применения точечного массажа при заикании
  • Заикание это расстройство речи, возникающее в результате психической травмы. Применение точечного массажа при данном виде заболевания не приводит к полному излечению, но воздействие на следующие точки
  • ПРИЕМЫ МАНИПУЛЯЦИИ НА ПОЯСНИЧНОМ, ПОЯСНИЧНО-КРЕСТЦОВОМ ОТДЕЛЕ ПОЗВОНОЧНИКА И НА КРЕСТЦОВО-ПОДВЗДОШНЫХ СОЧЛЕНЕНИЯХ
  • 1. Манипуляция на поясничном отделе позвоночника с выполнением разгибания и коротких рычагов. Исходное положение пациента лежа на животе, руки свисают с кушетки. Чтобы усилить лордоз в области поясницы, можно
  • ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
  • Массаж ребенка первого года жизни включает основные приемы: поглаживание; растирание; разминание; вибрация. Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале следует применять